Франц Павлович де Волан
Франц Павлович де Волан (Деволант; фр. Francois Sainte de Wollant) (1752, Антверпен — 30 ноября 1818, Петербург) — первый инженер в армиях Г. А. Потёмкина и А. В. Суворова, первый архитектор Одессы, Новочеркасска, Тирасполя, Овидиополя и др. городов, строитель первого чугунного моста в Петербурге, первый инженер во главе Ведомства путей сообщения, первый член Комитета министров от этого ведомства, первый русский гидротехник, создавший самую большую водную систему в Европе, связавшую Петербург с Волгой, единственный инженер-полковник в русской армии, получивший генеральский орден и пр.
Молодость провёл в Южной Америке. С 1779 г. находился с картографической миссией в Суринаме. С 1781 г. разрабатывал планы защиты этой голландской колонии. Составлял топографические карты, проектировал военные укрепления и принимал участие в военных действиях против англичан. После возвращения в Голландию в 1784 г. участвовал в составлении карт и атласа Восточной части Голландии. В марте 1786 г. ушёл в отставку в чине инженер-капитана.
В октябре 1786 г. подписал договор с русским послом в Гааге С. Колычевым о поступлении на русскую службу и покинул Голландию. Участвовал в Гогландском сражении 6 июля 1788 г. на эскадре С. К. Грейга против шведского флота. Участвовал в штурме Измаила и других турецких крепостей. Составил карты отвоёванных у Османской империи территорий. В 1792—1794 гг. под руководством А.В. Суворова проектировал и строил крепости южной оборонительной линии по Днестру и Черноморскому побережью. Разработал планы строительства города Одессы, её порта и новой крепости. В то же время занимался реконструкцией Таганрогского порта. Занимался развитием водных систем России. Спроектировал и построил Мариинскую и Тихвинскую водные системы и ряд каналов.
Инженер-генерал. Один из инициаторов создания Корпуса инженеров путей сообщения и его института (1809—1810). С 1812 — главный директор путей сообщения, с 1814 — член Комитета министров. Под руководством де Воллана в 1816 г. началось строительство первого в России шоссе Петербург — Москва.
В своей работе во многом руководствовался принципами древнеримской гидротехники и градостроительства.
Похоронен в Петербурге на Волковском лютеранском кладбище.
Количество показов: 13212
Рейтинг:
2.51