Неизвестный деревянный Новочеркасский собор
Ко времени основания города Новочеркасска стараниями протоиерея Оридовского был устроен в этом прежде пустынном месте молитвенный дом - часовня, который должен был удовлетворять религиозные нужды казаков рабочих полков и первых жителей города. Освящение его состоялось в праздник Вознесения Господня, в тот самый день, когда заложен был сам город и положен краеугольный камень в основание будущего каменного храма. Эта первая новочеркасская церковь, построенная по чертежам инженера Ефимова, была довольно вместительной и имела отдельно прирубленный алтарь, центр ее был устроен на столбах из досок и ошелеван с обеих сторон, наружной и внутренней, сосновыми досками, купол покрыт листовым железом. Кровля, главы и кресты были окрашены зеленою, а стены белою краскою, во всех окнах церкви вставлены железные решетки1.
Колокольня также была рубленная из соснового и, частию, дубового леса, покрытая листовым железом. На колокольне находилось восемь колоколов. Самый большой колокол был отлит в Черкасске в 1744 году из двух азовских трофейных пушек и весил более 500 пудов. Предание утверждает, что при отливке его жители бросали в плавильную печь много металлических вещей и монет2. Он был довольно значительных размеров: три метра высоты и столько же в диаметре. На стенах этого колокола, начиная от верхнего закругления, шли поясом орнаменты из листьев и кистей винограда, под ними помещались рельефное изображение Распятия Христа Спасителя и надпись церковнославянскими буквами: «1744 года октября 20 дня, вылит сей колокол в городе Черкасске к Соборной Воскресенской церкви, при Благочестивейшей Самодержавнейшей Великой Государыне Императрице Елизавете Петровне Всея России и Наследнике Ея Государе и Великом Князе Петре Феодоровиче и обрученной Его Невесте Государыне и Великой Княгине Екатерине Алексеевне, коштом Войсковым, а стараниями Войскового Атамана Данилы Ефремова, весу в сем колоколе 500 пудов, а лил сей колокол цехмейстер Михаиле Моторин. Изображены на нем 1-е Воскресение Христово, 2-е Благовещение Богородицы, 3-е Святая Троица, 4-е Святитель Николай и 5-е Иоанн Креститель». Колокол этот был взят в Новочеркасск к временному деревянному собору в 1810 году. Обиженные жители Черкасска объясняли повторяющиеся неудачи в строительстве каменного здания собора тем, что Господь не благословил увоза их главного колокола, который они так любили...2. Вокруг временного собора устроена была деревянная частокольная ограда, покрашенная белою и зеленою краскою.
8 октября 1811 года протоиереем Алексием Оридовским был освящен придел во имя Одигитрии Божией Матери, устроенный при соборе на войсковые средства по желанию жителей города и войскового атамана Платова. Вскоре после этого протоиерей Оридовский скончался. Это был выдающийся священнослужитель как по полученному им в Харьковском коллегиуме образованию3, так и по той роли, которую сыграл он в церковной жизни новой столицы Дона. Не случайно он был похоронен в склепе за алтарем строящегося каменного собора. При расширении фундамента в 1892 году был обнаружен его гроб, обитый шелковой материей, с изображениями креста и Адамовой головы на крышке, сделанными из серебряного галуна. Гроб перенесли на новочеркасское городское кладбище4
В 1813 году перевезли из Старочеркасска (бывший Черкасск) в Новочеркасск войсковые часы, которые поставлены были на соборной колокольне. Для присмотра за часами был назначен особый смотритель. Часы, по преданию, также были привезены казаками из Азова в память о славном Азовском сидении, вида и размера они были примечательного. В 1825 году смотритель соборных часов казак Василий Золотарев обратился в войсковую канцелярию с тем, что «по рассмотрении им тех часов, нужно поправить у них боевое колесо, вырыть землю для опущения гирь в яму и добавить для того бичевы примерно 40 сажен (80,5 метров), медного дроту для притягивания молотков, бьющих колокола, 3 фунта, масла деревянного для смазывания колес полведра...а для притягивания гирь определить одного казака»*. Часть механизма этих замечательных часов сейчас находится в экспозиции Музея истории донского казачества.
К благоукрашению временного соборного храма как снаружи, так и внутри послужило важное событие, происшедшее в жизни Дона в 1829 году - открытие здесь самостоятельной архиерейской кафедры. По этому случаю Вознесенский храм переименован был в кафедральный собор. Высочайшим указом от 23 августа 1830 года этот собор был предоставлен в полное ведение Высокопреосвященного Афанасия, Архиепископа Новочеркасского и Георгиевского*.
К середине XIX века Новочеркасский деревянный собор обветшал и оказался тесным, так как население города постоянно росло, поэтому войсковая администрация постановила выстроить другой временный же деревянный собор. Новый собор был выстроен в 1849 году, не рубленный, а обитый в столбах снаружи и внутри тесом, покрыт железом; на нем была устроена колокольня, на которой установили часы. Внутри храм был обит парусиной и покрашен масляной краской, никаких росписей не было, по стенам развешаны были иконы.
В новом здании, как и в прежнем, первоначально устроено было два престола: главный во имя Вознесения Господня, который был освящен Донским Архиепископом Иоанном (Доброзраковым) 11 мая 1849 года, и придельный - в честь иконы Божией Матери Одигитрии. Последний был устроен не в трапезе, как прежде, а рядом с главным, с южной стороны. Одигитриевский придел освятил протоиерей Стефан Салтыков 12 июня 1849 года.
В 1854 году в соборном здании устроен был, на средства жены наказного атамана Хомутова Екатерины Михайловны и других благотворителей, третий придел во имя Воскресения Христова, который Высокопреосвященным Архиепископом Иоанном был освящен 16 августа того же года.
Деревянный собор постоянно требовал ремонта. Поскольку он строился как временный, в ожидании скорой постройки каменного здания, то войско не хотело тратить лишние деньги на добротные материалы. В архивных делах постоянно встречаются жалобы соборного причта на плохое состояние здания, его неблагоустроенность и просьбы о его ремонте. В 1877 году, по настоянию Архиепископа Платона (Городецкого), был произведен капитальный ремонт собора под наблюдением архитектора А. Ященко. На эти нужды было отпущено из войскового капитала 7472 рубля1. Не прошло и десяти лет после этого как вопрос встал с прежней остротой. Бывший в это время Донским Архиепископом Митрофан (Вицинский) добивался даже постройки совершенно нового здания временного деревянного собора. Насколько плачевным было состояние соборного здания видно из записки, поданной в Областное Правление соборным причтом в декабре 1886 года2: «Временное деревянное здание... в настоящее время требует немедленного капитального ремонта. Наружная покраска стен облупилась и храм от этого сделался весьма неблагообразным, крыша дает течь, полы лишились краски; потолки из белых сделались почти черными, печки обветшали, стены, потолки и двери так холодны, что во всю осень, зиму и в начале весны, при скоплении в соборе богомольцев, на них оседает обильный пар, который затем в виде дождевых капель льется на святые престолы, жертвенники, аналои, на иконы, ризы и церковную мебель, а также на головы предстоящих в храме. Ценная соборная ризница от сырости портится. При всем том в соборе страшный сквозной ветер, от которого немало богомольцев потеряло здоровье... Вся конструкция собора устроена временная, так отопление производится лишь в алтаре временными утермаркскими печами, остальное помещение не отапливается, вследствие чего температура крайне неравномерная. Отсутствие двойных оконных переплетов вызывает до того сильное охлаждение, что близ обмерзших окон нет возможности стоять прихожанам. Весь остов церкви состоит из деревянных столбов, обитых с двух сторон досками с заложением промежутков древесными опилками. Все рассохлось, потрескалось, образовались щели и струи холодного воздуха проникают в церковь... При входах в храм нет помещений для верхнего платья, что особенно неудобно в высокоторжественные дни... при низких потолках в храме ужасная духота и поневоле приходится снимать верхнее платье, которое... складывается кучами на полу. Вместимость храма настолько незначительна, что масса народа поневоле остается вне храма на паперти и под окнами и не только не видит богослужения, но до него не доходят даже и звуки церковного пения... Осадка стен настолько значительна, что над приделами балки вышли более вершка из гнезд и удерживаются только железными скобами...»
Областное Правление, обсудив создавшееся положение, согласилось ассигновать из войскового капитала 25 тысяч рублей на постройку нового деревянного собора. Областной инженер-архитектор К.Ф. Кюнцель составил проект храма, стоимостью в 50 тысяч рублей. Половину этой суммы должна была внести епархия. Собрать эти деньги не удалось, поэтому соборный причт обратился в Областное Правление, чтобы сделать на выделенные деньги капитальный ремонт существующего здания. Специальная комиссия произвела новое освидетельствование храма и установила необходимые работы для исправления недостатков:
•1) в западной части храма сделать пристройку с устройством кало
риферов для отопления;
•2) возвести деревянную вокруг храма частоколом ограду длиной
до 70 погонных саженей;
•3) сделать двойные окна и рамы;
•4) укрепить стропила с возвышением существующего покрытия для
увеличения внутреннего объема его;
•5) устроить в надлежащих местах печи с обменом воздуха;
•6) сделать потолок и стены менее теплопроводными;
•7) произвести окраску внутри и снаружи, с заменой обветшавших
частей новыми;
•8) поправить и окрасить крышу и главы;
9) устроить небольшие погреба в пристраиваемой части храма1.
Все эти работы были произведены в 1889 году под наблюдением
архитектора Кюнцеля. В результате собор был значительно расширен. В то же время, в октябре 1889, по рапорту старшей братии, из-за тесноты был упразднен южный придел. Архиерей благословил соединить его с северным приделом, который предписано было именовать Воскресенским и в честь Пресвятыя Богородицы Одигитрии. Однако, уже через несколько лет, в 1892 году, Одигитриевский придел был восстановлен Преосвященным Иоанном, Епископом Аксайским.
В 1893 году временный Новочеркасский собор имел такой вид: зданием он был деревянный, обитый тесом, на фундаменте из желтого грушевского камня, покрыт железом, крыша окрашена в зеленый цвет. В храме имелось шесть выходных дверей, на семи его главах были водружены железные шестиконечные с просветами кресты, главы и кресты были вызолочены. Стены собора снаружи окрашены были блан-жевою краскою. Внутри весь храм, кроме восточной части главного алтаря ошелеван, обтянут парусиной и окрашен бело-голубою краскою. Четыре столба внутри собора поддерживали потолок. Над западными дверями устроены были хоры2
Временный Новочеркасский собор в течение 75 лет выполнял роль главного храма Донской епархии. В нем проводились торжественные общественные богослужения. В его стенах возносили молитвы Всевышнему все Императоры Российские, начиная с Александра I и заканчивая Николаем II. Построенный как временный, храм этот прослужил войску без малого сто лет и был разобран в августе 1904 года. На месте, где находился его святой алтарь, тогда же был установлен памятный камень, к сожалению, теперь не сохранившийся. Строительные материалы после разборки собора перевезли в Новочеркасские богоугодные заведения, где из них была построена небольших размеров церковь во имя Скорбящей Божией Матери. Старый иконостас и древние церковные принадлежности были перенесены в нижний этаж нового величественного каменного собора, где устроили церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы.
Количество показов: 9181
Рейтинг:
2.73